На правах копи-пастера.
Не все читатели поняли, куда дует ветер, на что намёк, и потому нужно расписать этот момент подробнее. Итак, война выявила чрезвычайно низкую эффективность российского госуправления. То что раньше было понятно лишь тем, кто с этим сталкивался в экстремальных условиях, сейчас очевидно многим, особенно бизнесу, привыкшему считать деньги и другие ресурсы.
Выяснилось, что при решении острых задач, государство требует в разы больше средств и времени, а результат по итогу будет намного меньше ожидаемого, если вообще будет. Бизнес аналогичную задачу решит намного меньшими ресурсами и быстрее. Даже в военной сфере. Пример с ЧВК понятен уже всем. Плюс новые военные разработки, которые через гособоронзаказ протащить оказалось просто невозможно. Те же БПЛА произвести на самом деле не так сложно, но если этим занимается государство, то это будет стоить многих миллиардов, а по итогу через много лет получится "орлан".
Терпеть неэффективность госуправления в мирное время просто. Кто там будет это проверять? Оппозиция? Ее нет. Правоохранители? Ну они и есть государство.
В военное же время неэффективность, медлительность госаппарата становится серьезной проблемой и производит к краху. Приходится допускать к государственным, монопольным отраслям частников. Типа вот одной известной ЧВК, типа многочисленных волонтеров, гуманитарщиков и проч.
Формируются альтернативные государству горизонтальные связи. Обеспечением мобилизованных занимается не Минобороны, а местное самоуправление (тех субъектов, откуда они призваны) и местный бизнес. Часть спонсорнских обязательств подразделений берет на себя крупный бизнес. Средний и малый реагирует на запрос по производству амуниции.
Общество получает неожиданный опыт управления и осознает низкую эффективность государственных механизмов. И не только в военной сфере. Выясняется, что среднестатистический губернатор не очень-то умнее среднестатистического генерала.
К чему это приведет? Постепенная эррозия государственных механизмов, замена их горизонтальными связями, формирование новых центров силы, региональных и общенациональных. Полномочия по формированию бюджета будут постепенно уходить на региональный уровень. Расходные статьи будут сокращаться. Роль сырьевых и энергетических компаний расти. Именно дешёвая энергия будет привлекать потенциальных инвесторов.
В конце концов произойдет спайка между вооруженными структурами и крупным бизнесом по территориальному принципу. Следствием этого станет неизбежный передел бизнеса.
В целом для граждан такая перспектива не особо привлекательна. Но тот бизнес, что сумел вовремя сориентироваться, может себя не только сохранить, но и приумножить. Что в последнее время руководителям бизнеса стараюсь доносить. В войне не нужно участвовать, но она так или иначе в вашу жизнь придет. И к этому нужно быть готовым.
(с) Димитриев.